С  Т  Р  А  Т  Е  Г  И  Я

Социально-экономического развития Нестеровского района–

Документ общественного согласия относительно того, к какому будущему необходимо стремиться для  выполнения главной задачи.

Стратегия отвечает, каким образом руководство  района планирует обеспечить достижение поставленных целей.

Цели разработки стратегии:

1. Для органов  власти:

а) понятные, четкие ориентиры деятельности;

б) возможность повышать конкурентоспособность

    муниципального образования;

в) эффективное управление бюджетными средствами   

    и  снижение дотационности  района.

2. Для населения:

а) непосредственное участие в судьбе  района путем участия в    общественных слушаниях;

б) разработка совместных проектов и участие в них.

3. Для бизнеса:

а) четкий ориентир развития  района и участие в его мероприятиях своим    производством;

б) привлечение  инвестиций и инвестирование;

в) участие в сохранении курса  и оперативного

    вмешательства, в случае изменения  рынка.

        

В новых социально-экономических и геополитических условиях Нестеровскому  району необходимо заново определить свою роль и место в экономике и стратегии Калининградской области. Стратегия ставит задачу объединения усилий местного самоуправления и всего сообщества в решении проблем,  определяющих развитие  района и благосостояния ее жителей.

SWOT  —  анализ

Нестеровского района

(сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития)

Сильные стороны

Слабые

*  Географическое положение – приграничная территория *  Удаленность  от областного центра
*   Наличие пограничных автомобильных переходов в Литву и в Польшу * Недостаточное финансирование всех сфер жизнедеятельности
* Расположение на основных автомобильной и железнодорожной трассах,

соединяющих Калининградскую область с Россией

*   население:

— безработица (в том числе скрытая)

— неудовлетворительное материальное положение приводит часть населения к деградации,

— низкий образовательный и профессиональный уровень (особенно на селе) нет мотивации развития

*  Высокая транспортная освоенность  района (360 км областных и федеральных дорог на 100 км2) *Изношенная и затратная инженерная инфраструктура (плохое состояние систем водоснабжения и канализации)
* На территории  района ведется строительство пограничной железнодорожной станции  в пос. Чернышевское; * Жилищная сфера:

— предкризисное состояние отрасли ЖКХ;

-неплатежи населения по 

  коммунальным услугам;

— высокая стоимость жилья на

   вторичном рынке;

— отсутствие ввода нового жилья

* Наличие мест добычи полезных ископаемых и природных материалов (торф, песчано-гравийных смесей, лес, запас воды) * Социальная инфраструктура

— требуют ремонта и обустройства

  учреждения социальной сферы;

— недостаток средств на оказание социальной помощи населению;

— снижение продолжительности жизни населения;

— низкий уровень рождаемости;

*  Культурно-историческое

наследие

—  недостаточная материально-

техническая база учреждений культуры;

— неравномерное развитие предприятий торговли и бытовых услуг на селе;

* Развитый агропромышленный комплекс *  отсутствие градообразующих

   предприятий.

* Чистая экология *  Малая осведомленность

 потенциальных инвесторов о возможностях реализации проектов на территории  района.

*  Плодородные основные земли

 сельскохозяйственного назначения

*  Приобретение земли инвестором и оставление ее в резерве

*  Дешевая рабочая сила

* Средняя  дифференциация доходов населения –между занятых в сельском хозяйстве и работников бюджетной сферы

*  Ниши для усиления  инвестиционной привлекательности:

— приграничный сервис,

— туризм,

— оздоровление,

— охота и рыболовство,

— научная деятельность

  (орнитологические исследования)

* Наличие современных средств связи (ведется прокладка оптико-волоконного кабеля)

* Стабильная, сбалансированная командная система  управления  районом, направленная на

 позитивный результат

* Сохранение преемственности управленческий решений

Риски

Возможности

* государственная политика по снижению доли налогов и перераспределению их среди бюджетов негативно сказывается на доходной части бюджета  района;

* активная поддержка со стороны региональной власти;

* Возрастающий интерес к

   приграничному сотрудничеству и

   вовлечение в совместные проекты;

* демографические процессы:

— старение сообщества

— миграция в крупные города

— отрицательный прирост

   населения;

*  район привлекателен для жизни людей,  желающих жить вдали от шумных экологически опасных промышленных объектов;

* Коммуникация инфраструктура:

—  отсутствие подготовленных

   площадок для строительства с

   подведенными инженерными

   сетями

* экономический рост производства в аграрном секторе;

* Активная позиция малого бизнеса и предпринимательства.

* Открытые возможности прихода серьезного бизнеса.

* Коммуникации и инфраструктура:

— завершение строительства

  международного автомобильного

  пограничного перехода  (МАПП);

— ведется строительство элеватора;

— введена в строй первая котельная на местном виде топлива (торфе) (третья в области);

* Местное самоуправление:

— достаточно высокий уровень активности населения с обозначенной жизненной позицией;

— рост самосознания;

— умение работать в команде и узких рамках финансовой недостаточности

На основании SWOT-анализа

Нестеровского района определены:

Основные проблемы:

Конкурентные преимущества:

Возможности для развития:

Неудовлетворительное материальное положение значительной части населения из-за низкого дохода.

Качественный человеческий потенциал:

(Дешевая рабочая сила с высоким уровнем трудоспособности).

Рекреационные зоны: Роминтская пуща (Красный лес) зона отдыха у озера Виштынецкое, освоение горы Безымянной (самая высокая точка области 230м над уровнем моря)
Низкая активность стратегических инвесторов

Выгодное географическое положение (приграничный  район, находящийся на транспортной артерии)

строительство туристических и оздоровительных  комплексов  типа кемпингов и развитие аграрного туризма

Наличие лидеров, способных решать поставленные задачи (стабильная сбалансированная система управления  районом);

Переработка ягод, грибов и фруктов (соки, варенье, соленья, сухофрукты).

Тепличное хозяйство (огурцы, помидоры, зелень, редис и т.д.)

Переработка древесины и создание из отходов новые продукты для топлива

  Стратегическая доктрина (видение) развития  муниципального образования «Нестеровский район»

         Стратегия развития Нестеровского района сосредоточена на нескольких приоритетных направлениях:

         — экономическое развитие, определяющее дальнейшее развитие сельскохозяйственной продукции и усиление темпов развития малого бизнеса  и предпринимательства в сфере производства продукции  широкого потребления;

— социальное развитие, включающее в себя повышение качества жизни, создание условий для роста  образовательного и культурного потенциала  и укрепление здоровья населения;

         — общественное развитие, составляющее основу делового и социального партнерства между властью, населением и бизнесом;

         Для разработки стратегии развития Нестеровского района выбрана  модель, основанная  на развитии приграничной территории с сельским укладом жизни, производства сельскохозяйственной продукции в  экологических условия.

         Основой для такого сценария развития послужили следующие факторы:

  1. Географическое расположение Нестеровского района совмещение его границ с государственной  границей Российской Федерации и республик Литва и Польша. Такое географическое положение требует развития приграничных сервисных зон и совместной деятельности крупного и малого бизнеса, создание рабочих мест требующих трудолюбие и не обязательно высокой квалификации, но с высоким уровнем культуры (гостиницы, торговые точки, кафе, автосервис, мойка автомобилей, места активного отдыха).
  2.  Создания рабочих мест на территории  района для проживания средних слоев населения и возвращения молодежи из крупных городов. Это улучшит демографическую ситуацию и остановит процессы резкого старения общества.
  3. Принимая во внимание сельский уклад жизни в Нестеровском районе развития жилищного строительства пойдет по западному образцу – строительства частных домов, в т.ч. элитных.
  4. Развитие строительства в области котельных на местном виде топлива – торфе, позволит  району на более высокотехнологический способ разработки промышленного торфа и сделать его производство перспективным сектором промышленности, опирающегося  на местные полезные ископаемые. Активизация строительства в области котельных на торфе позволит постепенно выйти из зависимости от привозимого топлива.
  5. Нестеровский район является крупнейшим производителем продукции сельского хозяйства, необходимо наращивать сельскохозяйственное производство и развивать перерабатывающие отрасли.
  6. Основными источниками доходов бюджета  района является налог на землю, арендная плата на землю, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, единый налог на вмененный доход,упрощенная система налогообложения. Следовательно, рост благосостояния  населения напрямую окажет положительное влияние на укрепление местного бюджета.
    1. Равномерное и комплексное пространственное развитие территории  района;
    2. Повышение инвестиционной привлекательности;
    3. Изменение структуры отраслей экономики, посредством стимулирования стратегических приоритетных направлений.
      1. Обеспечение современной  и развитой инфраструктуры.
      2. Для руководства  района:
      3. Для бизнеса:
  7. Стабилизация и наращивание валового производства продукции сельского хозяйства путем повышения эффективности ведения сельскохозяйственного производства  за счет:

В перспективе появится возможность перевода котельных на природный газ, тем самым   произойдет увеличение КПД
котельных от 25% до 40%,  экономия денежных средств
и улучшение  экологической  обстановки.

Интерес иностранных инвесторов к потенциальному экспорту с территории района сырьевой продукции (рапс, торф, лес) велик. Этим, Нестеровский район пока проигрывает конкуренцию другим муниципальным образованиям региона, оказываясь в положении зависимого «сырьевого» и «транспортного» придатков.

Соответственно «альтернативной ориентации» экономики Нестеровского  района, может быть разработана и реализация ряда проектов, нацеленных на расширение транспортного узла и сопутствующего сервиса, туризма и транзита. Нестеровский район относится к периферии основных промышленных зон области, но находится в отправной точке транспортного коридора региона в Европу и Россию.

Один из наиболее действенных механизмов современного развития экономики за счет привлечения инвесторов состоит в создании конкурентноспособных промышленных площадок. Генеральными планами наиболее приоритетных для развития населенных пунктов города Нестерова и поселка Чернышевское определены промышленные зоны, расположенные близ электро- и водоснабжения и обеспечивающие санитарные зоны. Но даже невысокая стоимость земельных участков не может скомпенсировать отсутствие инфраструктурного обустройства.

Развитие  района по предложенному сценарию возможно при условии финансовой стабильности региона!

Миссия муниципального образования  «Нестеровский район»

         Создание благоприятных условий для роста благосостояния населения и нормальных условий среды жизнеобитания: доступное и комфортное жилье, обеспечение работой, чистая экология, безопасность, условия для здорового образа жизни и защиты их конституционных прав.

Стратегические приоритеты и направления развития

Стратегическая цель – обеспечить рост благосостояния населения  и создать условия для здорового образа жизни.

Создать динамично развивающуюся конкурентоспособную

экономику, обеспечивающую высокий уровень доходов населения

Превратить Нестеровский район в место здорового образа жизни в комфортных условиях, с высоким уровнем

мотивации к получению образования и повышения уровня культуры

Вовлечь в реализацию стратегии бизнес, сообщество и все силы населения

ЦЕЛЬ № 1«Эффективная и сбалансированная экономика,

                 высокая инвестиционная  привлекательность»

Главным условием жизнеспособности любой территории является  экологическое развитие. Перспективная экономическая политика направлена на создание инновационной экономики, конкурентоспособной и высокотехнологичной.

ЗАДАЧИ:

ЗАДАЧА № 1.  

 Равномерное и комплексное  пространственное развитие территории  района.

К первостепенным направлениям деятельности органов власти относится обеспечение пространственно-планировочного зонирования территории  района для:

— оптимального размещения промышленных зон с учетом инфраструктуры и дорог;

—  экономически  эффективного,  социально — и экологически устойчивого развития сети поселений;

— сохранение природных  ландшафтов для рекреационного использования;

— сохранение необходимого количества пригодных для производства сельскохозяйственной продукции земель, повышения их плодородия;

— охрана территорий, зданий и сооружений, представляющих историческую, культурную, научную, эстетическую и иную ценность.

ЗАДАЧА № 2.                

Повышение инвестиционной  привлекательности Нестеровского  района.

Только привлечение инвестиционного капитала позволит модернизировать экономику.

Руководство  района в лице администрации будет осуществлять целенаправленную и планомерную работу по улучшению инвестиционного климата и активному привлечению инвесторов.

Это будет:

— создание  благоприятного имиджа  района, обеспечение маркетинга инвестиционных возможностей;

— снижение риска инвесторов (административные);

— предоставление льготы в части уплаты местных налогов и сборов.

ЗАДАЧА № 3.

Изменение структуры отраслей экономики, посредством стимулирования  стратегически  приоритетных направлений.

Экономическая политика администрации Нестеровского района по построению сбалансированной экономики будет нацелена на развитие сельского хозяйства, малого бизнеса в сфере производства и сервиса, агротуризм и общего оздоровления и активного отдыха.

                                         

СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ НЕСТЕРОВСКОГО РАЙОНА

ПО СОСТОЯНИЮ НА 1.01.2012 г.

Создание условий для повышения экономической эффективности отраслей экономики повлечет за собой:

— создание новых рабочих мест;

— увеличение реальных доходов граждан;

— рост налогооблагаемой базы.

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

№№

пп

2012

2013

2014

2015

2016

2017

1.

Бюджет муниципального образования (млн. руб)

Собственные доходы (млн.руб.)

291,7

53,6

294,0

83,8

298,0

85,6

315,6

87,5

321,4

102,2

329,5

103,6

2.

Численность трудоспособного населения в т.ч.

работающих

10201

3724

10205

3799

10230

3849

10500

4016

10550

4095

11100

5320

3.

Бюджетные расходы на душу населения (т.руб.)

18,1

18,3

18,5

19,6

19,9

20,4

4.

Средняя заработная плата

Т.руб/мес.

11,2

13,7

13,9

14,0

14,5

17,5

ЗАДАЧА № 4 Обеспечение современной и развитой  инфраструктурой

Формирование и развитие экономики и строительства требует наличие современной инфраструктуры в  районе. Руководство  района будет активно поддерживать реализацию инфраструктурных проектов в соответствии со стратегическими приоритетами в области  в:

— повышения пропускной способности транспортной инфраструктуры;

— развитие энергетической инфраструктуры;

— развитие энергетической инфраструктуры;

— развитие телекоммуникационной инфраструктуры;

— развитие коммунальной инфраструктуры;

— создание газотранспортной системы.

Д И Н А М И К А  РАЗВИТИЯ  ИНФРАСТРУКТУРЫ

№№

пп

2013

2014

2015

2016

2017

1.

Площадь асфальтированного покрытия

2596

2600

2614

2614

2639

2.

Газификация

5

30

45

55

3.

Прием телепрограмм

всех национальных и региональных каналов

80 %

80 %

90 %

90 %

100 %

4.

Замена и реконструкция водопроводных, канализационных и тепловых  сетей (%)

40 %

50%

50%

80%

100%

ЦЕЛЬ № 2 –« Развитая и конкурентоспособная  экономика»

Развитая экономика – это, прежде всего, экономика высокорентабельная и конкурентоспособная.

ЗАДАЧИ:

         — Создание инвестиционно — привлекательных условий;

         — Создание производств малого и среднего бизнеса;

         — Вовлечение населения в сферу создания туристических услуг;

         — Увеличение объема выпуска промышленной  продукции и сельскохозяйственной продукции.

ЗАДАЧА  № 1. Создание инвестиционно –привлекательных условий.

         Для прихода серьезных инвесторов в  район необходимо:

— быть последовательными в принятии решений, сохранять  преемственность в работе;

— предоставлять преференции при аренде земельных участков для производства;

— предоставлять льготы при оплате местных налогов  и сборов;

          — оказывать содействие  административным ресурсом.

— обеспечивать целевое использование земли;

— сохранять темпы ввода производства согласно договоренности;

— создавать рабочие места с открытой оплатой труда на месте среднеобластной в этой сфере.

ЗАДАЧА № 2  Создание производств малого и среднего бизнеса

Развивать в  районе необходимо производство с численность не более 100 рабочих мест, т.к. использовать придется земли поселений и города.

Обоснованность такого решения очевидна и тем, что в начальном моменте свободных трудовых ресурсов   менее пяти тысяч человек, низкие энергетические возможности.

Учитывая,  перспективы развития экономики  района, планируется развитие следующих  производств:

   —  строительство молокозавода;

   —   реконструкция цеха по переработке молока;

   —  сборка и переработка аккумуляторных батарей;

   —  сборка  автономных генераторов и  бензиновых двигателей;

   — распиловка леса и производство строительных конструкций  из дерева (двери, окна, изгородь и т.д.);

   — производство мебели из цельного дерева;

   — элеватор;

   — комбикормовый завод;

  — переработка ягод, грибов, фруктов (сушка, производство соков, повидла, варенья, соленья);

 — производство строительных материалов (блоки, тротуарная плитка).

ЗАДАЧА  № 3.  Вовлечение населения в сферу аграрного туризма.

Летнее время привлекает в Нестеровский район  туристов, которые устали от городского шума и суеты. Но привыкшие к комфорту, не могут ночевать в палатках и машинах, да и взятые продукты питания невозможно сохранить в  свежем состоянии. Некоторых привлекает  деревенская «экзотика» — ночлег на сеновале, парное молоко и яичница из яиц домашней курицы. Но экзотика утомляет и уже на другой день спать хочется в комфорте, принимать душ и т.д. Требуется строительство обустроенных кемпингов.

ЗАДАЧА  № 4. Увеличение объема выпуска промышленности и продукции сельского хозяйства.

Политика местной власти будет направлена на скорейшее развитие промышленности и увеличение объемов производства продукции

№№

пп

2013

2014

2015

2016

2017

1

Объем отгруженной продукции (млн.руб)

1037,5

1089,4

1143,8

1178,2

1213,5

2.

Производство сельскохозяйственной продукции в натуральных показателях, в т.ч.

Молоко, тн

31,9

32,1

32,3

32,4

32,6

Мясо, тн

2109

2120

2138

2145

2169

Зерно, тн

42,5

43,1

44,2

45,9

46,0

Рапс, тн

13,2

14,7

15,4

17,3

17,4

Цель № 3.       «Доступное и комфортное жилье»

Для развития стабильной экономики  района необходимо создать условия для решения одной из главных задач – обеспечение доступным и комфортным жильем населения.

         ЗАДАЧИ:

         — увеличение объема жилищного строительства;

         — строительство  жилья для всех категорий населения.

         Перечень основных мероприятий для обеспечения доступным жильем всех категорий граждан включает в себя:

          — разработку муниципальной программы жилищного строительства, разрабатывающей различные схемы финансирования строительства жилья для различных слоев населения;

         — определение приоритетных территорий под жилищное строительство в  районе и обеспечение их инженерной инфраструктурой для дальнейшей реализации через конкурсы и аукционы;

         — разработку и утверждения банка данных площадок жилищного и прочего строительства для реализации их на конкурсной основе; обеспечения конкурсной или  аукционной продажи земельных участков застройщиками;

         — разработку и внедрение проектов, отвечающих требованиям доступности стоимости квадратного метра жилья, энергоэффективности и экономичности;

         — модернизацию базы строительной индустрии и  строительных материалов, выпуск новых эффективных строительных материалов и конструкций.

ЗАДАЧА  № 1. Увеличение объема жилищного  строительства.

        

Для сохранения в  районе молодежи и обеспечения остановки внутриобластной миграции руководство  района будет нацелено на обеспечение соответствующих темпов ввода в действие жилых домов к прогнозируемому увеличению  численности населения.

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

№№

пп

Контрольные показатели

2012

2013

2014

2015

2016

2017

1.

Общая площадь ввода жилых домов, тыс.м2

2,0

2,2

2,5

2,7

3,0

3,5

2.

Количество жилой площади на 1 жителя, м2

21,72

21,85

22,0

22,18

22,36

22,56

3.

Степень благоустройства жилищного фонда:

— удельный вес площади ниже среднего уровня благоустроенности %

30

26

24

22

20

15

— удельный вес площади соответствующего среднему уровню

40

42

45

45

45

50

— удельный вес площади выше среднего уровня

30

32

31

33

35

35

           

ЗАДАЧА № 2. Строительство жилья для всех категорий населения.

         Нестеровский   район является привлекательным для жизни:

         — населения с аграрным укладом жизни и зарабатывающих  скромные доходы. Решения жилищных проблем на селе возможно через участие в программе «Социальное развитие села в Калининградской области»;

         — средних слоев населения (работников бюджетной сферы, служащих федеральных структур таможни и пограничных войск);

         — населения с доходами выше средних, строящих жилье повышенной комфортности и благоустройства в экономически чистой зоне области.

         При планировании территориального размещения объектов жилищного строительства будет учтено разное социальное и материальное положение населения:

         — для населения с низкими доходами намечено точечное строительство жилья  и реконструкция, имеющегося в сельской местности:

         — пос. Краснолесье, пос. Пригородное, пос. Чистые пруды,  пос. Калинино;

         — для населения со средним уровнем доходов планируется точечная застройка в городе Нестерове, пос. Чернышевское, пос. Илюшино, пос. Ясная поляна;

         — для населения с высоким уровнем доходов планируется точечная застройка в пос. Сосновка, в пос. Пугачево, в пос. Лесистое, городе Нестерове.

Цель 4.  Развитие и модернизация агропромышленного комплекса.

  Руководство  района рассматривает агропромышленный комплекс как градообразующее, основу экономики  района. Сельское хозяйство – это не только значимый сектор, но и важный уклад жизни населения.

    Задачи:

— расширения доступности дешевых долгосрочных кредитных  ресурсов на  строительство и модернизацию животноводческих   комплексов и ферм;

— приобретение племенного скота, техники и оборудования для животноводства, в том числе через поставки по системе федерального  лизинга;

— внедрения новых прогрессивных технологий разведения скота и   возделывания сельскохозяйственных культур;

— приобретения новой современной энергонасыщенной техники  для   полного  технологического перевооружения с применением семенного материала   только высших репродукций;

— стимулирования развития малых форм хозяйствования, а  именно личных  подсобных хозяйств (ЛПХ), крестьянских  (фермерских) хозяйств (КФХ) и   созданных ими кооперативов;

— подготовка и переподготовка кадров массовых профессий, а так же    руководителей и специалистов для работы в сельскохозяйственном   секторе экономики;

           2.  Создание  предприятий для хранения, переработки и реализации  продукции АПК.

   3.Содействие обеспечению функционирования социальной и                  инженерной инфраструктуры в сельской местности  с целью                  улучшения условий эффективной деятельности предприятий АПК и                 повышения уровня жизни сельского населения.

Намечены  пути поддержки эффективно работающих ЛПХ, КФХ и сельскохозяйственных кооперативов. Более крупные  сельскохозяйственные предприятия  и эффективно работающие малые формы хозяйствования могут обеспечить увеличение валового объема продукции сельского хозяйства для удовлетворения потребностей жителей  района и области.

   Задача № 1.  Увеличение  валового производства продукции животноводства.

Обеспечить  к 2017 году рост поголовья скота на 2,4 % к уровню 2013 года.

 Добиться  валового  производства  молока к 2017 году 32600 тонны.

Увеличить  продуктивность коров к 2017 году на 54 % от уровня 2006 года.  

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА

Показатели

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Производство молока

(тыс. тонн)

31,66

33,77

36,45

38,53

42,23

46,07

Производство мяса на убой (тыс.тонн)

2,42

2,5

2,72

2,75

2,83

2,89

Поголовье КРС, всего (тыс. гол.)

13,207

13,075

13,244

13,07

13,53

13,7

В т.ч. коров (гол.)

5,811

5,753

5,695

5,752

5,809

5,762

Свиней (гол.)

1,574

1,558

1,543

1,558

1,526

1,542

Овец, коз  (гол.)

3,888

4,27

4,49

4,67

4,81

4,9

Надой на 1 фуражную корову в год (кг)

5449

4989

5440

5693

6180

6796

Задача № 2.    Увеличение валового производства продукции растениеводства.

Основным направлением  увеличения валового сбора продукции растениеводства является повышение урожайности сельскохозяйственных культур при сохранении (не снижении) посевных площадей за счет внедрения новых прогрессивных  технологий, применения современной энергонасыщенной техники,  использование семенного материала только высших репродукций.

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЕВОДСТВА

2013

2014

2015

2016

2017

Валовой сбор зерновых культур (тыс. тонн)

42,5

43,1

44,2

45,9

46,0

Урожайность зерновых

культур (ц/га)

37

37,5

38,9

40,0

40,0

Валовой сбор технических культур (рапса) (тыс. тонн)

13,2

13,9

14,9

17,3

17,6

Урожайность технических культур (рапса) (тыс. тонн)

24,2

24,5

26,5

28,8

29,0

Заготовка кормов (центнеров кормовых единиц на 1 условную голову)

25,0

25,0

25,2

25,2

25,2

Таким образом, деятельность руководства  района на среднесрочную перспективу будет направлена на увеличение валового производства продукции животноводства за счет повышения  продуктивности животных и сохранения (не снижения)  уровня поголовья скота. Увеличение валового производства продукции растениеводства также планируется достичь интенсивным методом, т. е. повышением урожайности сельскохозяйственных культур.

ЗАДАЧА № 3. Создание предприятий для хранения, переработки и  реализации продукции АПК

Нестеровский  район является  крупнейшим в области производителем сельскохозяйственной продукции (зерна, рапса, молока, мяса). Проблема сбыта является актуальной при реализации зерна  и мяса. Таким образом, необходимо создание производств на территории  района, ориентированных на хранение и переработку зерна. Ведется строительство элеватора и комбикормового завода, планируется строительство мельницы. Для переработки мяса необходимо строительство более крупных цехов по производству полуфабрикатов, т.к. в области  переизбыток полуфабрикатов их куриного мяса и недостаток полуфабрикатов из свинины и говядины.

ЗАДАЧА № 4.Создание условий для эффективной  деятельности предприятий АПК и повышения уровня жизни сельского населения.

Для вывода АПК на путь устойчивого развития необходимо усовершенствовать механизмы и систему бюджетной  поддержки сельскохозяйственных производителей, а так же обеспечения финансовой стабильности предприятий через создание фондовой биржи сельхозпродукции и формирование регионального и государственного  заказа. В целях защиты собственных производителей сократить ввоз в область продукции импорта, если ее достаточно производят на месте.

Кроме того, необходимо через потребкооперацию возродить закупку сельхозпродукции непосредственно у населения (картофель, капусту, овощи, фрукты, дикорастущие ягоды, грибы). Кроме того, для занятости населения необходимо через заключение  договоров возродить систему доращивания скота на дому, предоставляя корма и обеспечивая оплату труда по конечному результату.

Приняв  такие меры на селе возможно коренным образом изменить социальную политику на  селе:

— обеспечивание занятости;

— подъем доходов сельской семьи;

— привлечение к общественно-полезному труду детей и подростков, воспитывающих в селе;

— остановку миграции из села;

— остановку деградации трудовых ресурсов

Цель № 5.  Обеспечение достойного  места в рейтинге региона,  как туристического  района

(аграрного, водного,  экологического, историко-краеведческого и спортивно- оздоровительного и  ностальгического)

Основой развития туристско-рекреационного потенциала  муниципального образования «Нестеровский район» является богатейшее историко-культурное наследие, и природно-ресурсный  потенциал. На территории  района находятся   62  памятника природы,  истории  и  культуры.

Основные:

— Мемориальный  комплекс  воинских  захоронений в  г.Нестерове,         п.Бабушкино,   п.Пушкино и т.д.

— Мемориальный  комплекс,  связанный  с  жизнью  и  деятельностью  классика  литовской литературы  К.Донелайтиса  в п. Чистые пруды.

—  Костёл (католический,   начало 20 века)   в г.Нестерове.

— Комплекс  сооружений  тракененского  завода  в п. Ясная  поляна.

— Кирхи в  п. Луговое,  п. Невское, п. Чернышевское, п. Калинино,      п. Краснолесье.

— Охраняемый ландшафт «Река Красная»  и т.д.

— Захоронение русско-немецких воинов периода 1-ой мировой войны в п. Бабушкино, п. Садовое, п. Краснолесье, п. Ясная Поляна, п. Совхозное (Гумбинненское сражение), п. Ильинское.

Задача № 1 Решение задачи по восстановлению культурного наследия возможно только после завершения процедуры разграничения собственности на объекты, отнесенные к памятникам истории, культуры и архитектуры, а  так же памятникам природы.

При этом появится возможность  финансирования  реставрационных работ из бюджетов всех уровней, а так же привлеченных средств.

В настоящее время проведена реставрация комплекса тракененского  конезавода завода  в  п. Ясная  поляна, где размещена МБОУ Замковская  школа.

В Кирхе православной церкви в настоящий момент производятся мероприятия по сохранению кирхи (очистка стен от растительности, закрытие доступа к кирхе), а так же поданы заявки в федеральные и  региональные программы на финансирование ремонтно-восстановительных работ.

Кирха в п. Чернышевское заслуживает отдельного внимания, так как находится непосредственно на границе муниципального  образования с Литвой и требует срочных ремонтно-восстановительных работ. Но, к сожалению, заинтересованных инвесторов на этот памятник архитектуры нет. Кирха п. Калинино восстановлена и отдана православной церкви.

Задача № 2. Создание туристических маршрутов.

В муниципальном образовании «Нестеровский район»  могут быть рекомендованы по назначению и содержанию самые разные виды туристических маршрутов.

Учебная гидрологическая тропа может проходить по долинам рек Красной, Писсы, Русской, Черницы, по берегам Виштынецкого и малых озер (Камышовое, Мариново, Рыбное, Утиное), водно-болотным системам, озерно-речным геокомплексам (р. Протока – озеро Проточное).

Учебная ботаническая тропа познакомит с типами леса, сформировавшимися в различных условиях, со своеобразной структурой лесных сообществ.

Историко-мемориальная тропа познакомит с культурным наследием края, к которому можно отнести поселок Краснолесье с традиционной застройкой в неоготическом стиле, поселок Чистые Пруды с мемориальным музеем  К. Донелайтиса, поселок Радужное с уникальным дендропарком и руинами охотничьего замка, памятники материальной культуры (водяные мельницы, плотины, пруды, осушительные каналы, ветка железной дороги Чистые Пруды – Житкеймы, пристанционные сооружения, виадуки).

     Пейзажно-созерцательная тропа предполагает наблюдения, киносъемки, фотографирование, этюды с натуры, включает до 15 видовых точек с разной степенью выразительности и панорамного обзора.

Задача № 3. Создание комфортной информационной среды для жителей и гостей муниципального образования

Одним из факторов, способствующих более комфортному пребыванию туристов  в муниципальном образовании «Нестеровский район», является наличие понятной системы ориентации в туристской части муниципального образования. Реализация проекта системы визуальных коммуникаций культурно-досуговой инфраструктуры района  позволит жителям и гостям  самостоятельно ориентироваться и более активно пользоваться услугами туристских объектов, предприятий сферы услуг, общественным транспортом, а также  создаст благоприятный  имидж муниципального образования.

В целях оказания информационно-справочных, туристских и деловых услуг приезжающим туристам и жителям района, а также для ведения рекламной и маркетинговой деятельности предлагается консолидировать рекламно-информационную работу различных участников туристского рынка в единой структуре – туристском информационном центре.

Задача № 4.   Развитие инфраструктуры.

 Основные трудности и проблемы развития рекреационных возможностей в муниципальном образовании заключаются в недостатке средств размещения; острой нехватке объектов индустрии отдыха и развлечений для жителей и гостей Нестеровского района; неудовлетворительное состояние подавляющей части историко-культурных памятников; неразвитость нормативно — правовой базы в области туризма и рекреации; отсутствие комфортной информационной среды для жителей и гостей муниципального образования, определяемое в значительной степени отсутствием туристско–информационного центра; комплекс проблем связанных с  благоустройством туристско-рекреационных территорий.

Таким образом, развитие  и урегулирование туристической индустрии  в Нестеровском районе позволило бы повысить инвестиционную привлекательность района. Привлечение общественного внимания к  культурно-историческим и природным достопримечательностям нашего района при условии соблюдения допустимых рекреационных нагрузок для данных территориях и бережного отношения к культурно-историческим памятникам повлечет за собой привлечение инвестиций для поддержания этих объектов в надлежащем состоянии.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Цель № 6.  « Создание благоприятных условий жизнедеятельности населения».

         Благоприятные условия  проживания, труда и отдыха станут наилучшими стимулом как привлечение в  район рабочей силы извне, так и  сохранения всех собственных трудовых ресурсов. Руководство  района намерено целенаправленно способствовать повышению качества жизни в муниципальном образовании, превращению  района в наиболее привлекательное место в регионе для жизни, работы и отдыха.

ЗАДАЧИ:

         — улучшение демографической ситуации;

         — повышение уровня жизни населения;

         — интенсивное развитие системы образования, здравоохранения,              культуры, спорта и социальной защиты;

         — обеспечение безопасности жизни в  районе, в том числе             экологической.

        

ЗАДАЧА № 1.
Улучшение демографической ситуации.

         Стратегия развития  района направлена в первую очередь на улучшение демографической ситуации. При естественной убыли, увеличение численности населения муниципального образования предполагается за счет:

— Увеличения рождаемости при реализации социальной политики и

  создания благоприятных условий жизни.

— Остановка внутриобластной миграции за счет создания новых

  рабочих мест и повышение образовательного уровня кадров.

—  Миграции, прежде всего трудоспособных граждан.

ЗАДАЧА № 2. Повышение уровня жизни населения.

         Для повышения уровня жизни в первую очередь необходимо обеспечить занятость трудоспособного населения. В связи с этим руководство  района предпринимает меры по созданию условий для развития малого бизнеса и  самозанятости населения, создание экономических условий, позволяющих трудоспособному населению обеспечить более высокий уровень социального потребления и достойный уровень жизни людей пожилого возраста.

ДИНАМИКА РОСТА ДОХОДОВ

2013

2014

2015

2016

2017

1. Номинальная среднемесячная заработная плата, т.руб.

13,7

13,9

14,0

14,5

17,5

2. Бюджетные расходы на душу населения (т.руб.)

14,8

15,7

16,4

17,3

18,1

3.Число новых рабочих мест

75

15

24

31

22

4.Уровень регистрируемой безработицы. %

2,4

2,2

2,0

1,8

1,6

5.Коэффициент напряженности рабочей силы на рынке труда, ед. 

4,6

4,2

3,8

3,2

2,8

        

ЗАДАЧА № 3.Интенсивное развитие системы образования здравоохранения, культуры, спорта и социальной защиты.

         Желание людей выбирать место для проживания обусловлено уровнем состояния системы образования, здравоохранения, культуры, спорта, а так же уровнем социальной защиты.

         В конечном итоге любая стратегия и деятельность органов власти должны быть направлены на улучшение жизни отдельно взятой семьи. Семья – вот главная цель, ради которой живет человек и власть создает благосостояние. Поэтому задача руководства  района предусматривать  опережающий рост ассигнований на цели охраны здоровья, образования, культуры и социальной защиты как приоритет над другими направлениями расходов.

Контрольные показатели

2013

2014

2015

2016

2017

1

Охват детей дошкольным образованием

70

75

85

100

100

2

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

67

67

70

72

74

3

Обеспеченность специалистами

— врачами, чел. в расчете на 10 тыс. населения;

— медперсоналом, чел.

— работниками культуры, чел.

20

20

20

20

20

4

Доля граждан обратившихся в органы  соц.защиты (% к общему населению)

19

18

15

15

15

5

Доля граждан систематически занимающихся физкультурой и спортом (% к общему населению)

20

25

25

30

35

ЗАДАЧА № 4. Обеспечение безопасности жизни в  районе

         Безопасность – прежде всего, зависит от культуры. Повышая культурный уровень в воспитании населения, большая часть преступлений могла быть предупреждена: отказ от спиртного, выяснение отношений без кулаков и оскорблений, неприятие к присвоению чужой собственности.

         В рамках этой задачи руководство  района планирует содействовать обеспечению правопорядка пожарной безопасности, конституционных прав человека на чистую экологическую среду обитания. Здесь же предусматриваются мероприятия по  профилактики инфекций, травм, чрезвычайных ситуаций.

2012

2013

2014

2015

2016

2017

1.Наличие свалок мусора (единиц)

12

10

9

6

5

3

2.  Количество   предприятий, имеющих выбросы, ед.

4

4

4

4

4

4

3.  Число чрезвычайных ситуаций, зарегистрированных в  районе(пожары)

49

47

45

43

41

39

       


З А К Л Ю Ч Е Н И Е

 Разработка стратегии экономического развития «Нестеровский район» показала сильные и слабые стороны состояния дел в  районе.

         Имея на руках такой документ, как Стратегия экономического развития  сформирован образ  муниципального образования и формируются предложения по его улучшению с привлечением всех участников делового и социального партнерства: власти, бизнеса и населения.

         Поставленные задачи будут детально прорабатываться в социальных программах и направлены на решение серьезных экономических, социальных  и инфраструктурных проблем. В конечном итоге это будет полная реализация Федерального Закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».